Новости

Администрация ЮУАЭС прокомментировала скандальное заявление Пароконного о передаче КП ТВКХ частному инвестору

317

На сайте Южно-Украинской АЭС опубликована официальная позиция предприятия относительно скандального заявления мера Южноукраинска о намерении отдать частному инвестору (в концессию) объекты теплоснабжения коммунального предприятия «ТВКХ».

Стоит напомнить, что городской голова Южноукраинска Виктор Пароконный намерен отдать частному инвестору (в концессию) объекты теплоснабжения коммунального предприятия «Теплоснабжение и водо-канализационное хозяйство».

«Как показывает практика, законодательство Украины определяет возможность передачи в концессию целостного имущественного комплекса локального уровня – водоканалов, теплосетей и тому подобное. Однако, уровень прозрачности таких взаимоотношений в Украине далёк от западных аналогов, где концессия является успешной практикой и как форма государственно-частного партнерства используется более 100 лет.

Украинская концессия превращается в типичное перераспределение имущества или юридически оформленное длительное воздействие финансово-политических групп на «ресурс» и политическую ситуацию в крупных городах. В процессе реализации вроде бы благородная инициатива будет иметь немало проблем и может привести к негативным социально-экономическим последствиям.

Перспективы привлечения любого инвестора в сферу теплоснабжения фактически равны нулю. Ведь сфера теплоснабжения, и в первую очередь тарифообразования, является зарегулированным процессом, и этот фактор имеет достаточно высокий уровень политизированности.

Заинтересованность руководства города в передаче коммунального имущества в концессию частным структурам, по мнению ЮУАЭС, имеет совсем другую подоплеку:

во-первых, концессия теплосетей предоставит возможность непосредственно влиять на вновь избранное руководство города после окончания срока полномочий нынешнего городского головы. Примерно в таких же обстоятельствах в свое время жители шестидесятитысячного микрорайона Белой Церкви стали заложниками баталий между представителями двух политических группировок, которые не могли поделить теплосеть. Тогда зимой жилые дома остались без отопления;

во-вторых, концессия позволит обезопасить себя юридическими предохранителями и контролировать предприятие от 2 до 30 лет. Как следствие, этот контроль может предоставить в распоряжение очень крупные финансовые ресурсы, поступающие от потребителей услуг. Эти деньги можно «непрозрачно» распределять, предоставляя преимущество аффилированным с бенефициарами предприятиям;

в-третьих, концессионный договор предусматривает инвестиции в объект оперативного управления. Как следствие, на инфраструктурные объекты можно тратить не только собственные средства, как обещано в начале концессионных взаимоотношений, но и брать в долг у западных банковских учреждений.

Должны предупредить, что для населения города передача в аренду или концессию коммунального имущества абсолютно не гарантирует качественного предоставления услуг по теплоснабжению или водоотведения. Ведь владельцы новых структур теплоснабжения прежде всего будут заинтересованы в получении максимальной прибыли, а их можно будет получить, например, от манипуляции с энергоносителями.

Кроме того, может возникнуть ситуация, когда в случае неудовлетворительных температурных режимов или отсутствия тепла и воды в квартирах, неизвестно на кого нужно будет жаловаться, ведь не исключено, что новые владельцы смогут находиться даже в оффшорах. То есть, интересы общества не будут защищены, а невыполнение или некачественное выполнение услуг, станет проблемой самих абонентов.

Вывод: концессия в Украине при несовершенном законодательстве и высоких экономических рисках неэффективна.

Следует учесть, что при заключении концессии работники КП ТВКХ подлежат сокращению, ведь новый держатель теплосетей – не коммунальное предприятие, он не нуждается в таком многочисленном штате работников. А Южноукраинский городской совет больше не сможет, даже теоретически, поддерживать предприятие по теплоснабжению финансово. Ведь в отличие от коммунального предприятия, юридические лица получат теплосети в концессию, а значит, поддержке из местного бюджета не подлежат.

Опираясь на вышесказанное, подчеркиваем:

1. Лучшими инвестициями в коммунальное имущество может быть только часть прибыли, полученной от хозяйственной деятельности юридического лица, и концессия – не панацея.
2. По нашему мнению, единственным препятствием для нормального ведения хозяйственной деятельности КП ТВКХ – это политика, которую проводит городской голова.
3. Возможно, замыслом городского головы может быть попытка освобождения из-под ареста средств КП ТВКХ, чтобы и дальше продолжать уклоняться от выполнения решений суда, вынесенных в пользу ОП ЮУАЭС.
4. Использование механизма концессии требует профессионального и ответственного подхода городских властей к подготовке условий проведения соответствующих конкурсов и разработки проектов концессионных договоров.

Особое внимание следует обратить на то, что предоставление качественных услуг по теплоснабжению, в том числе и горячей воды, зависит не от формы собственности имущества, а от того, насколько эффективно работает КП ТВКХ.

Указанный тезис полностью опровергает утверждение Пароконного В.К. о том, что концессия позволит «сохранить качество, обоснованность цен на указанные услуги … и главное – вовремя и в полной мере рассчитываться с АЭС за полученные коммунальные ресурсы». Ведь установление адекватных, экономически обоснованных тарифов само по себе способствует восстановлению платежеспособности.

С целью улучшения финансовых и хозяйственных правоотношений, сложившихся между ГП «НАЭК «Энергоатом» в лице ОП ЮУАЭС и КП ТВКХ, предупреждаем Южноукраинский городской совет и руководство КП ТВКХ о том, что обязательным условием начала отопительного сезона 2018-2019 гг. будет погашения в полном объеме задолженности за поставленную ранее тепловую энергию».

Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *